Мастер класс учителя биологии по фгос

Закрыть ... [X]


Учитель биологии МО БОУ СОШ №1 станицы Динской

Блаженко Светлана Александровна.
Многие годы я работаю над темой педагогического опыта «Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

Начало этой работы относится к 2007 году, а с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования это направление здоровьесберегающей деятельности становится одной из центральных. С этой целью мною были изучены инновационные методы здоровьесбережения в учебном процессе, используемые учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике.

В настоящее время проблема здоровья детей и подростков в Краснодарском крае весьма актуальна. По результатам диспанстеризации школьников, состояние здоровья учащихся, в Краснодарском крае, характеризуется негативными тенденциями: если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения r 11 классу достигают 85%. Число близоруких детей увеличивается на 8.4%; количество детей с нервно-психическими – на 10.8%; с нарушениями осанки – на 14.9%.

Моя основная цель как учителя – формирование доминанты на здоровый образ жизни. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой я стремлюсь.

Основные задачи над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы вырастить их нравственно и физически здоровыми, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В 2008 году я разработала программу «Здоровье – богатство во все времена», которая предусматривает комплексный подход к здоровьесбережению, через урок и внеклассную работу. Работа ведётся по направлениям: учебно – воспитательная валеологическая работа, профилактическая, коррекционная, консультативная работы. В связи с этим я разработала программу валеологического курса «Сохраним своё здоровье», программу кружка «Экология и мы» (раздел «Здоровье человека и экология), провожу уроки с применением здоровьесберегающих технологий, организовываю исследовательскую и проектную деятельность по данной теме.

Здоровьесбережение осуществляю на основе пяти методик Е.Г. Брындина и И.Е. Брындиной. Удачно комбинирую здоровьесберегающие технологии, предложенные Н.К. Смирновым: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.

На всех этапах программы использую здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников; учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Я стараюсь рационально организовывать урок. Плотность урока - не менее 60% и не более 80%; Количество видов учебной деятельности - 4-7. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности - не более 10 минут; Частота чередования не позже, чем через 7-10 минут. Количество видов преподавания - не менее 3-х; Чередование видов преподавания - не позже, чем через 10-15 минут.

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) - 2-3; Чередование позы - поза чередуется в соответствии с видом работы. Всегда наблюдаю за посадкой учащихся. Физкультминутки провожу - на 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого. Психологический климат - преобладают положительные эмоции; Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности - не ранее 40 мин.

Применяю разнообразные формы здоровьесберегающих уроков: Урок – проект «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Урок – устный журнал «Правильное и качественное питание – залог здоровья». Урок – рассуждение «Здоровье - богатство во все времена». Урок - конференция « Кто курит, тот жизнь свою губит». Урок – исследование «Пищевые добавки». Агитвыступление «Профилактика гриппа». Урок – проект «Грипп. На пороге эпидемии». Урок – исследование «Нарушение деятельности анализатора». Урок – круглый стол «Профилактика йододефицитных заболеваний». Урок - беседа «Молоко в рационе питания школьников». Урок – рассуждение «Польза и вред жевательной резинки»
В моём кабинете биологии все способствует выполнению санитарно – гигиенических норм, сохранению и укреплению здоровья учащихся. На переменах осуществляю проветривание кабинета. В кабинете биологии все сделано для удобства и комфорта учеников.

Мои ученики – ярые пропагандисты здорового образа жизни. Являются активными участниками научно – исследовательских конференций в районе и крае, где выступают с научно – исследовательскими работами по следующим валеологическим темам: «Вода, которую мы пьём», «Наращенные ногти: мифы и реальность», «Молоко в рационе питания школьников», «Пищевые добавки», «Растения в школе для уюта и здоровья. Паспортизация комнатных растений в БОУСОШ №1», «Мобильный телефон – вещь удобная, но не безопасная», «Исследование питания учащихся школы №1станицы Динской», «Экологический паспорт моего дома», «Группа крови – идентификатор личности», «Инфомания – болезнь 21 века, или SMS-мания», «Пылеулавливающие свойства комнатных растений», «Влияние бытового мусора на экологию станицы», «Моё поколение выбирает здоровье», «Влияние энергетических напитков на живые организмы и здоровье подростка», «Влияние наушников на слух подростка», «Правильный выбор минеральной воды», «Определение содержания нитрат – анионов в воде, водных средах, соках овощей и фруктов».

В учебном процессе учащимися было разработано много проектов. Команда учащихся под моим руководством воплотили в жизнь проект по антинаркотической пропаганде, став победителями в районе и крае. Проекты: «Правила дорожного движения на улице», «Как организовать правильное питание», «Организация двигательной активности младших школьников на переменах». Работа над исследовательскими работами и проектами показала, что ценность здоровья как полноценной жизни нередко только декларируются, а на деле ребята ничего не делают для того, чтобы сохранить, мастер класс учителя биологии по фгос улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще – неумение правильно в соответствии с имеющимися возможностями, организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

Результаты проектной и исследовательской деятельности учащиеся размещают на страницах районных газет.
Реализацию здоровьесберегающих технологий осуществляю на занятиях валеологического курса «Сохраним своё здоровье», среди обучающихся 5 – 11 классов. На этих занятиях ребята расширяют и углубляют теоретические знания в области здорового образа жизни, экологических основ здоровья человека. В ходе изучения курса происходит обеспечение практической деятельности учащихся по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья, фгос изучение собственного организма.

В программе кружка «Экология и мы» большой раздел имеет здоровьесберегающее направление «Здоровье человека и экология». В теоретической части программы рассматриваются такие темы как: Экологические основы здорового поведения человека; влияние окружающей среды на здоровье человека; загрязнение окружающей среды и связанные с этим болезни, экологические основы пищевого поведения человека и т.д. В практической части программы выполняются исследовательские и проектные работы.

Велика роль моя в здоровьесбережении и как классного руководителя - это и организация горячего питания, осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся и педагогический контроль занятий физкультурой; борьба с гиподинамией: проведение физкультминуток; проведение классных часов по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществляю профилактику травматизма среди учащихся. Особое внимание уделяю пропаганде и организации спортивно – массовой занятости учащихся класса, регулярно осуществляю анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Формирование здорового образа жизни провожу через эколого-познавательные туристические походы.
На родительских собраниях просвещаю родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Результативность опыта: наблюдается тенденция снижения числа заболеваний на 6% в течение шести лет (2008 – 2013гг); 5А – 10А.

Данная диаграмма показывает стабильное снижение по всем группам заболеваемости: ЛОР - заболеваемости в среднем на 1%; заболевания зрения в среднем на 1%; количество диспансерных больных снизилось в среднем на 2%. Существенно сократился (на 3%) показатель заболеваемости опорно-двигательного аппарата. Это, несомненно, является результатом внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья детей.
Отмечается повышение уровня качества знаний учащихся за шесть лет. Данный педагогический опыт помог добиться 100% успеваемости и стабильного качества обученности учащихся 11 «А» класса.

Результативностью являются и высокие достижения учащихся в конкурсах, фестивалях, проектах, викторинах по направлению здоровьесбережения.

Я сама регулярно повышаю свой уровень по данному направлению, неоднократно становилась победителем и призером конкурсов по данной теме, но самая для меня значимая – это Победа на районном и призер на краевом конкурсе «Учитель Здоровья России - 2013»

Считаю, что моя деятельность по здоровьесбережению способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.

Мастер – класс для учителей биологии "Методические приёмы по здоровьесбережению"

Предлагаю разделиться на две команды
Задание 1: «Обсуди высказывание»

Учитель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. Обсудите, как понимать следующие высказывания:

1 – й команде:

  1. «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
  2. Когда – то древние греки высекли на камне:
  • «Хочешь быть здоровым – бегай.
  • Хочешь быть красивым – бегай.
  • Хочешь быть умным – бегай».

2 – й команде:

  1. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель);
  2. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман - основатель валеологии)

Задание 2: «Черный ящик»

  1. В черном ящике находятся незаменимые биологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины)
  2. Изделие, находящееся в черном ящике, способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензопирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги. (Сигареты)
  3. В черном ящике - продукт, который рекомендуется употреблять за 30 минут до еды. (Сок)
  4. В черном ящике углевод, один из основных продуктов обмена веществ и один из основных источников энергии. (Глюкоза)
  5. Данный металл попадает в атмосферу из выхлопных газов автомобилей. При интоксикации этим металлом поражаются нервная и кровеносная системы человека. Какой металл находится в черном ящике? ( Свинец)

Задание 3: «Сочини стихотворение»

Учитель: Говоря о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они подстерегают нас на каждом шагу. Ученые говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился… Следующий конкурс заключается в том, чтобы команды в течение 10 минут сочинили стихи о том, как уберечься от стресса, исходящего от рекламы, улицы, телевизора и т.д.

Задание 4: «Собери пословицу»

Учитель: уважаемые команды, следующий конкурс «Собери пословицу». За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл и кто первый.

  1. Сон - …лучшее лекарство.
  2. Береги платье снову, …а здоровье – смолоду.
  3. Здоровье в порядке - … спасибо зарядке.
  4. Если хочешь быть здоров - …закаляйся!
  5. В здоровом теле - …здоровый дух.

Задание 5: Аукцион пословиц о здоровье (Вспомнить и назвать пословицы о здоровье)

Задание 6: Конкурс капитанов.

Учитель: следующий конкурс «Конкурс капитанов», каждый вопрос 1 балл, время ограничено – 1 минута.

Вопросы 1 – й команде:

  1. Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство)
  2. Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка)
  3. Летучие вещества, угнетающие многие бактерии. (Фитонциды)
  4. Гормон страха. ( Адреналин)
  5. Человеческий орган размером с кулак. (Сердце)
  6. В сутки её организму требуется около 2 – литров. (Вода)
  7. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел)
  8. Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец)
  9. Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра)
  10. Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов)

Вопросы 2 – й команде:

  1. Какое растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум)
  2. Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград (Пифагор)
  3. Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза)
  4. Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)
  5. Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики)
  6. Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, каланхоэ)
  7. Лечебное питание. (Диета)
  8. Что должен соблюдать каждый человек по отношению к себе? (Гигиену)
  9. Чума 21 века. (СПИД)
  10. Она заменяет йод в условиях похода. (Крапива)

Задание 7 Отгадать ребус (зашифрованы названия заболеваний пищеварительной системы)

Аскаридоз, гастрит.

Задание 8: 

Написать мини - сочинение на тему: «Как я понимаю слова Б.Шоу: «Сигарета – бикфордов шнур, на одном конце которого огонёк, а на другом – дурак»?

Задание 9: «Заморочки из бочки»

Вопросы:

  1. В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе в умеренном климате часто. Почему? (Воздух там практически стерильный, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают. В средней полосе из – за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)
  2. Пациент жаловался врачу, что у него больной желудок. – Очевидно, у вас больные зубы. Нужно лечить и желудок, и зубы». Почему так сказал врач? (Потому что плохими невозможно хорошо пережёвывать пищу, а желудку довольно тяжело переваривать непрожеванную пищу. Поэтому заболевания желудка часто бывают связаны с заболеванием зубов.)
  3. Заяц, воспитанный в клетке, умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключиться с человеком. Что такое гиподинамия, и чем она опасна? (Да, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, ожирению, заболеваниям сердца и пищеварительной системы.)
  4. «Обжора роет себе могилу зубами», - говорит народная пословица. Почему? (Люди с избыточным весом имеют, как правило, целый ряд заболеваний: гипертонию, сахарный диабет, болезни печени и почек и т.д. – поэтому их продолжительность жизни меньше, чем у людей с нормальной массой тела.)
  5. В Средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма громких звуков для человека – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)
  6. Почему скрипачи глухие на левое ухо? (На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков на слуховой анализатор приводит к снижению слуха, а затем и к глухоте.)

Подведение итогов.


Источник: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4177


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Презентация на тему: "Мастер -класс учителя биологии МОУ «Косиловская." Нарисовать шоколад

Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос Мастер класс учителя биологии по фгос

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ