Мастер класс по планированию деятельности


Мастер – класс для педагогов

«Планирование воспитательно-образовательного процесса

в ДОО»

Когда мы тратим время на планирование, его становится больше.

М. Рустам (индийский ученый)

Планирование – понятие,

встречаемые ошибки при планировании

Планирование это «изучение буду­щего и мастер класс по планированию деятельности набросок плана действия», центральное звено любой деятель­ности, оно включает постановку це­лей, разработку правил и последова­тельности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование — основа со­держания воспитательно-обра­зовательной работы в ДОО.

Планирование — позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добить­ся экономичного функционирования и облегчить контроль.

Планирование связано с пре­дупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью ис­пользования всех возможностей — с другой.

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это прежде всего целеполагание.

Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки.

План помогает заранее предус­мотреть и обдумать методы, при­емы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут исполь­зованы.

Правильно составленный план ра­боты вносит ясность, предсказыва­ет трудности, экономит время, по­вышает ответственность, облегчает работу.

План не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирова­ния образовательного процесса не­обходимо в современном детском саду.

Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:

- случаи отсутствия у воспитателей планов работы. (А ведь это основной документ воспитателя)

- вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю.

- перегруженность (недогруженность) планов,

- отсутствие дат,

- расписана организованная деятельность (НОД), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания,

- отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение),

- пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы,

- календарные планы представлены в виде перспективных,

- нет указаний, в какие режимные моменты, что и кем проводится

- нет сноски на литературу, страницу

- не прописывается индивидуальная работа с детьми.

Планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно какой воспитатель в какую смену, что проводит, чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.

Содержание разделов плана воспитательно-образовательного процесса

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и т. д. Разработанные перспективные планы и картотеки.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе ­постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и т. д.

Календарный план составляет­ся на основе годового и перспек­тивного и дорабатывается с уче­том наблюдений за детьми в груп­пе и их оценки, а также обсужде­ний с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день (неделю, месяц) и включает различные виды дея­тельности на этапах ознакомле­ния, освоения и закрепления, практического применения зна­ний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определя­ется интересами и потребностя­ми детей, вытекает из ежеднев­ных наблюдений всего персона­ла, текущего контроля, рождает­ся в диалоге с родителями. Бла­годаря такому характеру плани­рования реализуется дифферен­цированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Требования к календарному плану:

1. Титульный лист.

2. Список специалистов.

3. Списки детей группы.

4. План работы с родителями на год или месяц.

5. Календарно-тематический план на год.

6. Учебный план, сетка НОД, режим дня групп.

7. Планирование разных видов гимнастик.

8. Планирование НОД на месяц.

9. Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей (с указанием индивидуальной работы с ребёнком).

10. Планирование развлечений, досугов на месяц

11. Рекомендации специалистов.

Содержание работы с родителя­ми планируется на год, месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на группе. Потому что организатором этого будет воспитатель. Расписана работа может быть в различных формах проведения: родительские собрания, консультации (индивидуальные, групповые), семинары-практикумы, тематические выставки, эпизодические беседы с родителями, клубы по интересам, совместные праздники, развлечения и досуги, анкетирование, родительские посиделки, экскурсии, туристические походы участие родителей в общественной жизни группы и т. д. Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Расписание сетки НОД на неделю (месяц).

Согласно кол-ву занятий по образовательной программе и требованиям СаНПин.

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты) Занятие планируется в соответствии с сеткой.

Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы) Например: Обучение грамоте. - «Усвоение звука и буквы М» - стр. 56;

Рисование. Вид, тип занятия. Предметное (сюжетное, декоративное, нетрадиционное). Красками. Название. Технические приемы. Автор.

Необходимо стремиться к реализации важных требо­ваний дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером), их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым), о сочетании заня­тий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др.

На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения под­бираются в зависимости от ха­рактера занятий и проводятся в игровой форме («считалки»).

В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мя­чами.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Этот блок — самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц). Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

·  индивидуальный диалог с каждым ребенком;

·  совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

·  чтение или рассказывание;

·  дидактические упражнения, развивающие игры;

·  творческие игры;

·  наблюдения (в группе, на воздухе);

·  психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

·  труд (различные виды);

·  художественно-продуктивная деятельность;

·  музыка;

·  познавательная пятиминутка.

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.
Зная их перечень, педагог, во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами, во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание. При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, 2 половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жиз­ни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настрое­ние. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Спокойные виды детской деятельности, которые ненадолго заинтересую детей. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для инди­видуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти ча­сы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различ­ным видам деятельности. Отличительной особенностью ее являет­ся непринужденность, опора на интерес и любознательность ре­бенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др. При планиро­вании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указыва­ет конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает игровую деятельность, беседы с детьми, рассматривание предметов и иллюстраций, короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группкой ре­бят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах млад­шей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окру­жающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюст­раций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домаш­них и диких животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного харак­тера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математичес­ких представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы в младшей и средней группе – 3-4 вида. В старшей подготовительной группе – 4-6 видов в зависимости от детей группы. Воспитатель сам определяет сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в 1 половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Начнем с наблюдений. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и др.).

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные таки длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности вообщем в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения за окружающим (неживая и то, что окружает его). Наблюдения должны соответствовать времени года, реальностям. Хотелось бы обратить внимание на инструкция по охране жизни и здоровья детей. До 3х лет с детьми за небом не наблюдают, т. к. у детей еще чувство равновесия не сформировано.

2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники)

3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который к ним приезжает или подходят к забору, они не выходят за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем взрослым результат труда, которого виден. Следующий этап в этой работе показать, на сколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы, наблюдая за трудом взрослых, идут на экскурсии.

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово. Стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;

2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;

3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное рас­пределение физической нагрузки в течение всей прогулки, при­держиваясь следующей примерной структуры: спокойная, само­стоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем под­вижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями, трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспече­ние активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности 60-70% при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Толь­ко непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр от 1 до 4-х. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответствен­ную роль. Продолжительность од­ной игры 7—15 мин (в зависимо­сти от возраста детей и состоя­ния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры, новые впервые вводятся и разучиваются на физкультурных занятиях.

Правила подвижных игр дик­туют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изме­няется, предъявляя к игроку тре­бования по концентрации вни­мания, правильному его распре­делению и переключению, хоро­шей координации движений.

Игры помогают решать важ­ные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть вни­мательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

Напомню, что выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошколь­ников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индиви­дуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений и обратить внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Она может проходить в занима­тельной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Напри­мер, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, бас­кетбол, футбол, хоккей, городки.

Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале. Чтобы не отстать от своих сверстников, которые не болеют или редко болеют и знают правила спортивных игр, ЧБД в старшем дошкольном возрасте должны ознакомиться с основными видами движений и прави­лами игр.

Баскетбол. Передача и перебра­сывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину дву­мя руками из-за головы. Освое­ние игры по упрощенным прави­лам.

Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предме­ты, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, за­бивание шайбы в ворота. Освое­ние игры по упрощенным прави­лам.

Бадминтон. Умение правиль­но держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освое­ние игры по упрощенным пра­вилам.

Теннис. Умение держать ракет­ку, попадать по мячу, перебра­сывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным прави­лам.

Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Игры на бытовые, производственные темы, игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города, строительные, театрализованные, игры тематика которых связанна с современной жизнью.

Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Почему, а потому что когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно.

  Пальчиковая гимнастика – рекомендуется проводить с детьми, которые имеют
проблемы в речевом развитии.

  Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и др.).

  Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).

Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

Угадай на ощупь.

Различные виды застежек, шнуровок (их подбор должен соответствовать
возрастным интересам дошкольников).

Скрепление деталей разнообразными способами.

Мозаики из различных материалов, пазлы.

Игры с водой, с песком.

Работа с «печатками» разнообразных форм.

Рисование под проговаривание текста. Таким образом, создается возможность
выработки единого ритма, темпа, соотнесения речи с действиями.

Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

Игры с веревочкой.

Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

Элементарная трудовая деятельность. Она может быть 2-х видов:

1)  Хозяйственно-бытовой труд. Когда дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, игровых уголках, шкафчиках.

2)  Труд в природе. Когда дети работают в цветнике, на клумбе в огороде

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспи­татель наряду с обучением детей некоторым практическим навы­кам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последователь­ность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за об­щее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами при этом обязательно учитывается время года. Обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по всем областям образовательной программы.

Например: развитие речи планируется по всем разделам речи: формирование словаря, грамматический строй речи, развитие связной речи, диалогическая и монологическая, формирование звуковой культуры речи, подготовка детей к обучению грамоте.

Прогулка — существует 4 вида прогулки:

1. Типовая — максимально сво­бодная деятельность детей (мак­симум атрибутов).

2.  Комбинированная: 1-я часть — целевая прогулка; 2-я часть — сво­бодная деятельность детей.

3.  Прогулка — экскурсия, про­гулка — поход.

4.  Спортивная (соревнования, эстафеты).

Возвращение с прогулки:

— формирование культурно-ги­гиенических навыков и навы­ков самообслуживания;

— закрепление знаний, умений,
навыков по различным мето­дикам (конструирование, раз­витие речи, игровая деятель­ность);

— работа по воспитанию культу­ры поведения за столом;

— релаксация перед сном (про­слушивание музыки, чтение любимых литературных про­изведений).

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с уче­том всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообраз­ная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятель­ность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых плат­ков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой теат­ры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание аудиокассет и многое другое. В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кру­гозора детей можно планировать художественное чтение с продол­жением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Активный отдых и семейный досуг. Активный отдых детей проводится при участии родите­лей, при этом используются раз­нообразные нетрадиционные формы отдыха: физкультурно-оздорови­тельные праздники— 2 раза в год, «День здоровья» — 1 раз в квартал; «Неделя здоровья» (канику­лы) — 1 раз в год; мини-туризм.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в 1 половине дня и во второй. Рассмотрим их:

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности.

(Убережем, поможем, покажем, научим).

Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи - добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).

Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Использование сказок, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности. Детям предлагается закончить сказку таким образом, чтобы герои могли воспользоваться правилами безопасного поведения.

  Рифмованные правила поведения безопасности.

  Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

Экскурсии, целевые прогулки.

Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

Беседы с детьми:

-  по профилактике ложных вызовов,

-  обсуждение опасных ситуаций (старший возраст),

-  правила поведения детей в опасных ситуациях.

Тренинги (игровые). Цель: формировать у детей умение обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, закреплять у детей знания домашнего адреса, приборы и инструменты.

Использование в работе с детьми вопроса «Что если?..»

Цель: учить детей оценивать практические умения других, оказывать помощь себе и другим при ушибах и порезах, создавать возможности для детей попрактиковаться в освоенных умениях, учить пользоваться опасными предметами быта.

Ситуативно - имитационное моделирование (СИМ) проблемных ситуаций.

Цель: возможность имитирования действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода, моделирование опасных бытовых ситуаций с учетом активной позиции ребенка, работа с игровыми персонажами. Даются наборы фигурок, изображающих членов семьи и предметы быта.

Примеры из личного опыта взрослых для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Просмотр видеозаписей, мультфильмов.

Прослушивание аудиозаписей и грамзаписей.

Использование макетов.

Игровая деятельность: настольно - печатные игры, словесные игры, сюжетно - ролевые игры с разнообразным развертыванием сюжета, игры - драматизации.

Работа по развитию речи планируется ежедневно в любой промежуток времени и в разных видах детской деятельности.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и это форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения его организации с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка

·  Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы.

·  Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут – в подготовительной.

·  Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы.

·  Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

·  В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы).

·  Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.

·  Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю – месяц. При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

·  Определяя круг детского чтения необходимо включить в него произведения местных кубанских авторов.

Младший дошкольный возраст – знакомство с народными песенками, стихами, где ребенок является как слушателем так и зрителем и участником. Русские народные сказки потом эти сказки в обработках. Сказки зарубежных и отечественных авторов.

Средний дошкольный возраст – даются басни, сказки с животными которые являются носителями определенных качеств. Песенки, потешки и даются заклички. Произведения о правилах и поведения и культуре общения.

Старший дошкольный возраст – подбираются произведения которые отражают ситуативное поведение ребенка и которые показывают как выйти из того или иного положения

Организация работы по театрализованной деятельности:

1.  Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.

2.  Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности.

3.  Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

1.  Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.

2.  Игры – драматизации к играм драматизациям можно отнести: игры – драматизации с пальчиками, игры – драматизации с куклами бибабо, импровизации.

3.  Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

4.  Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)

5.  Отдельные упражнения по этике.

6.  Упражнения в целях социально – эмоционального развития детей

Планирование самостоятельной деятельности детей. Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития.

Планирование гимнастик. Утренняя гимнастика (ежедневно) Младший и средний возраст 1 комплекс 2 неделе. В старшей и подготовительной группе еженедельно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное его написание. Он может быть написан на карточке а может быть внесен в план (расписан). Должна быть выдержана структура: 1 часть – вводная в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, 2 часть – комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п. 3 часть – заключительная. Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Дыхательная гимнастика (3 раза в день) лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна. Пальчиковую гимнастику (2 раза в день) лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.

Зрительная гимнастика 3-5 минут в свободное время от занятий (min 2 раза в день). Артикуляционную гимнастику проводить индивидуально или с подгруппой детей и лучше во второй половине дня. ежедневно 1 раз в день, начиная с младшей группы. Продолжительность комплекса 5 минут.

Гимнастика после сна проводится ежеднев­но во второй половине дня в течение 5—7 мин с применением дыхательных упражнений, кото­рые служат нормализации дея­тельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания. Существует так называемая сопряженная гимнастика - театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводится начиная со средней группы со 2го полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.

Гимнастика мозга. У детей не скоординированы движения не только мелкой и общей моторики но и движения левого и правого полушария. Так вот эта гимнастика дается для координации этих движений (упражнения которые выполняются двумя руками сразу, перекрестные движения).
Дается эта гимнастика, начиная со старшего возраста. Длительность 5-7 минут.


Источник: http://pandia.ru/text/80/174/43476.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер -класс quot;Планирование деятельности молодежной общественной Профиль для ленты своими руками

Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности Мастер класс по планированию деятельности

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ